Клуб духовного развития Рассвет














     Пишут члены нашего клуба (S.N.)

В Индию и Непал - самостоятельно

Часть 1

С чего начинается поездка

У нас с женой как-то появилась идея посетить святые земли Индии и Непала. Нам было интересно побывать в местах, связанных с Буддой Шакъямуни и Падмасамбхавой. К сожалению, из-за моей работы мы были ограничены во времени и побывать везде, где хотелось бы для первого раза, было не возможно.

В какой-то момент мы определили цель, исходя из времени, которое было в нашем распоряжении – мне давали две недели на отпуск. Решили побывать в Бодхгая, где Будда достиг Просветления и в Катманду, где живёт наш знакомый Ринпоче и где неподалёку также есть места, связанные с Падмасамбхавой. И стали копить деньги на поездку.

От знакомых, живущих в Индии и Непале, а также из прошлого опыта поездок жены мы рассчитали необходимое количество денег на человека. Вот расчёт, которым мы пользовались:

*40 $ - на индийскую визу

*30 $ - на непальскую.

*15 $ - на аэропортовый сбор в Катманду.

* по 15 $ - на каждый день жизни там

* деньги на билет Москва – Дели – Москва

* Деньги на поездки по Индии и Непалу – как выяснилось позже, в нашем случае это составило 100$ на поездки на поезде (Дели-Гая и Гая – Калькутта), 90$ на перелет Калькутта – Катманду, 120 $ - на перелёт Катманду – Дели – в сумме 300. Вы можете резко уменьшить транспортные расходы, если будете перемещаться по Индии и Непалу на автобусах.

Плюс 100..200 $ про запас и на сувениры.

Мы ехали с полугодовалой дочкой – по этой причине и отказались от автобусных поездок. Врач в нашей родительской школе сказал нам, что никаких проблем, если соблюдать меры гигиены (обязательно прочитайте о них, если собираетесь ехать в те же места), не будет. Ещё нам сказали, что первый день по приезду лучше поголодать и не напрягаться, если ребёнок будет отказываться от еды.

Для маленькой девочки лучше беспересадочный рейс – подумали мы и решили лететь аэрофлотом. Если вы хотите сэкономить на перелёте, то лучше обратить внимание на Туркменские, Киргизские, Узбекские авиалинии – они возят дешевле раза в полтора.

Ещё одна мера по подготовке к поездке: мы обратились к знакомому астрологу для того, чтобы он прикинул благоприятную дату для отъезда. Может быть, причиной того, что в дороге всё было хорошо, стал именно выбор удачного дня.

Что нужно сделать перед поездкой?

1) Определиться с гостиницей в том городе, в который вы прилетаете. В нашем случае это была гостиница “Потала” в Тибетской колонии, что в райне Манджукатила (Дели). И позвонить туда, тобы для вас зарезервировали номер.

2) Купить билет в Индию.

3) Сделать индийскую визу. Для этого нужно недели за две до отъезда или больше приехать в индийское посольство (в Москве оно находится на Улице Воронцово поле), взяв авиабилет и консульский сбор – в 2004 году он составлял 40 долларов. Там нужно аккуратно заполнить анкету, а при получении визы (обычно её делают дней за 10), очень – очень внимательно посмотреть на то, что появилось в Вашем паспорте, могут быть ошибки. В нашем случае в визу забыли включить ребёнка, в связи с чем у нас были сложности при въезде в Дели.

Итак, теперь – хронология поездки.

27 марта

Вылет – из Шеремтьево 2. Мы припарковали нашу машину на долгосрочной парковке, что расположена между аэропортами Шереметьево 2 и 1, за это парковку называют “Шереметьево полтора”. Стоила она в 2004 году 100 рублей в сутки. Сейчас (лето 2005) она стоит 120 рублей в сутки.

До нужного (первого или второго) аэропорта везёт бесплатная “газель”. У входа в аэропорт – очередь, каждого входящего в здание аэропорта пассажира и проверяют металлоискателем, а его багаж – рентгеном.

Рейс был совместным с Индийскими авиалиниями. В полёте поспать не удалось – мы с женой отвлеклись на интересный фильм. Еда – обычная аэрофлотовская; люлька пригодилась, ребёнок в ней поспал. Бортпроводники любезно помогли установить и убрать люльку.

28 марта

Через пять с лишним часов после взлёта наш Боинг 777 приземлился в аэропорту имени Индиры Ганди и вскоре припарковался рядом с самолётом украинской авиакомпании Аэросвит. По местному времени было где-то три часа ночи.

Первое впечатление от Индии – это запах. Он своеобразный, в нём – и пряные специи, и что-то не очень приятное, но в сумме он неплох (на мой вкус). Первое, что бросилось в глаза в здании аэропорта – это фотографии размером примерно 2 на 3 метра. На них были изображены люди, делающие асаны. Под фотографиями - подпись “Невероятная индия”.

Пограничник не заметил ребёнка, мирно спавшего в рюкзаке за спиной у мамы. В последний момент, после того, как он сказал нам “проходите”, он увидел нашу девочку, очень удивился, позвал своего начальника, долго совещался и в итоге предложил сделать визу на ребёнка прямо в аэропорту – за те же 40 долларов.

В здании аэровокзала я поменял немного долларов на индийские рупии. Выйдя из аэропорта, мы тут же обнаружили “pre paid taxi”, что подразумевало предоплату за такси в кабинке. Такси до Тибетской колонии обошлось нам не то в 350, не то в 400 рупий. Курс рупии тогда составлял 45 рупий за доллар. Путь, кстати, был не очень близкий – мы ехали больше сорока минут. Удивила интенсивность движения: в пятом часу утра люди шли пешком, ехали на велосипедах.

В тибетской колонии мы обнаружили бодрствующего индуса, который взялся показать нам, где наша гостиница. Отель – слишком громкое слово для этого заведения. Там – чисто, опрятно, но очень скромно. Минут 10 я объяснял сонным тибетцам, что бронировал здесь номер. В конце концов кому-то позвонили, этот кто-то рассказал, что свободных номеров много и можно занимать любой. Кстати, в “Потале” стоимость номера зависит от этажа – вероятно, из-за отсутствия лифта. Чем выше вы поселитесь, тем меньше будете платить.

Вернувшись к такси за женой, ребёнком и вещами, я обнаружил, что таксист начал клянчить деньги. Я дал ему и провожавшему меня индусу по 10 рупий и, невзирая на недовольство таксиста направился обратно к гостинице.

В номере всё было как в гостинице – чисто и скромно. Чистота характерна для тибетских заведений, по этой причине мы и выбрали этот район. Единственный минус тибетской колонии в Манджукатиле – это многочисленные комары, что летят с близтекущей речки Яумна. Дочка принесла на своей голове пять этих насекомых. Я испугался этого зрелища и сдул животных, но сделал это поспешно – в нашем номере. Лучше было бы вынести ребёнка для этой процедуры в коридор – эти животные не превратили остаток ночи в кошмар.

В котором часу кончилась ночь, я не заметил. Было светло. Мы мужественно не отвечали на телефонные звонки (экономили, сколько стоит роуминг мы не знали). Решили пройтись по тибетскому кварталу. Он представляет собой короткую улицу со множеством гостиниц, магазинчиков, кафешек. По ней в большом количестве бродят индусы и тибетцы, тибетцев больше. Индусы попрошайничают, тибетцы торгуют, играют в о что-то похожее на нарды. Кстати, за время всей поездки я ни разу не видел попрошайничающего тибетца. В квартале - много турфирм, в которых можно купить билеты на автобусы, а также разные экскурсии. Там же обычно можно менять валюту. Было в меру шумно и жарко – около 30 в тени.

Мы купили немного фруктов – мандаринов размером с апельсины, бананов и яблок. Цены, естественно низкие. Конечно же, перед едой мы помыли руки и фрукты в слабом растворе марганцовки. Эту процедуру настоятельно рекомендую для всех, кто хочет избежать серьёзных осложнений (например, дизентерии) в путешествии по Индии. Марганцовку берите с собой.

Следуя совету врача, я воздерживался от еды до ужина, когда мы кушали в ресторанчике, напоминавшем по обстановке столовую – в нашей гостинице. Там тоже было чисто и опрятно. Стоимость того, что мы ели, записывалась на наш счёт. Еда была качественной и стоила недорого.

Ни у кого из нас троих не случилось обычного для многих приехавших в Индию западных людей поноса. Этому может быть три причины:

* Чистоплотность (наша и тибетцев)

* То, что мы пили воду только из купленных бутылок (это обязательно, никаких исключений!!!). Покупная вода там вся приятная, кроме той, что производится концерном coca cola – смотрите по этикеткам. Особенно понравилась вода Bislery.

* За день до отлёта мы съели по пачке активированного угля.

29 марта

После завтрака отправились за ж/д билетами до Гая – именно туда нужно было приехать, чтобы попасть в деревню Бодхгая, где 2600 лет назад Сиддхартха Гаутама, принц из рода Шакъев, достиг состояния Будды. Кажется, за 150 рупий мы доехали на такси до вокзала Нью Дели. Накануне я узнал, что ехать надо с этого вокзала. Однако сам он для покупки билетов оказался не нужен.

Там было многолюдно и шумно. Наш вид и младенец с белой кожей очень привлекали внимание местных жителей. Внимание это было дружелюбным. Индусы, которые не мусульмане, вообще очень улыбчивы, несмотря на повсеместную бедность. Попытки выяснить, где продаются билеты для иностранцев привели нас на Canaught Place, сектор N. Canaught Place – нечто среднее между рынком и кучкой магазинов для иностранцев. Мы доехали туда от вокзала на моторикше – трёхколёсном мопеде с весёлым названием “Тук Тук”. Водитель проводил нас в некую турфирму. Там мы и заказали билеты – не только Дели – Гая, но и Гая – Калькутта, Калькутта – Катманду (индийские авиалинии), и Катманду – Дели (королевские непальские авиалинии).

Долго думали, куда бы пойти. Была середина дня, жара и потому большие по размеру достопримечательности, где нужно много ходить, отпали. Вместо изначально планировавшегося зоопарка мы выбрали маленький кришнаитский храм. Туда нас отвёз тот же водитель – моторикша. Мы долго с ним прощались, так как он настойчиво пытался объяснить нам, что нам делать дальше – что нам ещё посетить и т.п. Он хотел нас возить, чтобы мы ему платили. Общий совет: в Индии проще общаться с мусульманами. Их легко определить по наличию чалмы. Они скромны и ненаязчивы.

Вход в храм бесплатный. Мы выслушали запрет на фото и видео- съёмку, сняли обувь и поднялись по ступенькам. Ходить босиком по мраморным полам в жару было очень приятно. Атмосфера в храме нам понравилась. На стенах, помимо прочего, висели отрывки из кришнаитского учения – на хинди и на английском. Отрывки отличались простотой – например: “Путь вниз – потворство пяти чувствам, путь вверх – скромность, щедрость,...”

Из храма мы поехали в гостиницу – снова на моторикше. Путь был пробочным и утомительным. Манера езды, обгонов и перестроений в Дели на мой взгляд, ужасны. Это при том, что некоторые знакомые говорят, что я сам езжу лихо. В Дели водители буквально прыгают в освобождающиеся щели. Нормальное расстояние между корпусами – 1..2 сантиметра. Один раз водитель мотоцикла засунул часть своего руля в “салон” нашего моторикши. Всё это не особенно нас напрягало, несмотря на сочетание жары, частых и долгих звуковых сигналов и остановок в пробках.

Наш поезд уходил в 22:30. После отдыха в гостинице мы расплатились – за два дня заплатили на двоих 700 рупий плюс 180 за три еды в ресторанчике – в сумме 880 рупий, или почти 20 долларов. Если бы жили не на втором, а на четвёртом этаже, заплатили бы меньше рупий на 300.

В сторону вокзала выехали заблаговременно, даже слишком заблаговременно. Приехали на вокзал за полтора часа до отхода поезда. Перешли над вокзалом по мостику, отметили, насколько напрягают ребёнка гудки электровозов – в самом деле громкие. Добрались до привокзальной кафешки, чисто индийской. В меню значилось около сорока блюд. Из понятных названий – только спрайт, фанта, кока кола, может быть, ещё чай.

Я попросил официанта что-нибудь с картошкой, остальное – на его вкус. Заведение было вегетарианским. Первым делом нам принесли кувшин с водой. Пить такую воду нельзя, так как её наливают из под крана. У индусов желудки и имунная система приспособлены к местной воде, а у западных людей от неё практически всегда случается понос. Всё было очень вкусно и качественно. Когда мы поели, то попытались заказать чай. Это удалось сделать с четвёртой попытки. Почему-то официанты нас игнорировали.

Мы без проблем нашли свою платформу и свой вагон. Нумерация вагонов в индийских поездах не такая простая как у нас. Может быть вагон № AS1, например. (А – означает AC, кондиционер). Наш вагон был “крутым”, так как в нём был кондиционер. Хотя по сути вагон был плацкартным в нашем понимании.

Отличительным признаком вагона с кондиционером является наличие стёкол в окнах, в других вагонах - решётки. Более крутых вагонов в индийских поездах не бывает, оттого и выражение лиц у пассажиров было примерно то же, что и у наших людей, едущих в СВ. Смешно смотреть на важных индусов. У всех – мобильные телефоны, практически все – Nokia.

В Индии проводники при посадке пассажиров отдыхают, поэтому контроля билетов в этот момент не случилось. Незадолго до отправления прошёл юноша и спросил нас, хотим ли мы утром завтракать. “Хотим” – ответили мы.

Поезд тронулся в неожиданную сторону – на юг. Через некотрое время мы расстелились и легли спать. Сумка с видеокамерой служила мне подушкой.

30 марта

Проснувшись, увидели за окном пейзажи, напоминавшие российские степные. Иногда промелькивали высокие пальмы. Мы поели железнодорожный завтрак и на всякий случай отказались от обеда (по расписанию наша станция должна была быть в районе 12.30). Завтрак состоял из риса и ещё чего-то. Завтрак стоил 17 рупий (35 центов) и напоминал аэрофлотовскую еду. Поезд опаздывал. 995 километров, что отделяли Дели от Гая, мы преодолели не за 15 с половиной, а за 17 с половиной часов.

Мы вышли на платформу – она находилась на уровне пола вагона. Тяжесть багажа натолкнула меня на идею снять номер в гостинице на привокзальной площади. Было 15.00, а наш поезд до Калькутты уходил в 23.35

Отмахиваясь от таксистов и моторикшей, мы пересекли грязную, бедно устроенную привокзальную площадь и нырнули в прохладу некой гостиницы. Название начиналось на "А", целиком оно не запомнилось. Недружелюбная процедура вселения предусматривала заполнение кипы бумаг, предоплату за сутки (270 рупий =6$) и показ паспортов. Когда этот неприятный процесс закончился, нас проводили до номера, который оказался менее приличным, чем в "потале". В номере были:

* Телевизор с разломанной передней панелью

* Вентилятор с регулируемой скоростью вращения

* Санузел, в который было страшно заходить босиком

* Очень высокие потолки

Оставив в номере большой рюкзак, мы вышли на улицу ловить такси до Бодхгаи. Это оказалось нетрудно, таксистов на привокзальной площади немало. Кажется, оно обошлось нам в 200 рупий. Ехать – около получаса. Сначала по Гайе, которая оказалась пыльным, жутко бедным городом, потом по неплохой, хотя и узкой дороге, что идёт среди холмов и степей. Водители сигналят много, но поменьше, чем в Дели.

Бодхгая оказалась более процветающим, хотя и меньшим по размеру поселением. Там было больше зелени, гостиниц, Интернет-кафе и меньше торговцев.

Водитель, въехав в город, не мог понять, о каком таком дереве, связанным с Буддой, мы говорим. Будда достиг Просветления под деревом Бодхи, и "внук" того самого дерева сейчас растёт на том же месте. Водитель проконсультировался с сотрудником местной гостиницы, тот объяснил, куда ехать.

Вход в храмовый комплекс - парк, посвящённый Просветлению Будды, бесплатен. Однако, если хочешь фотографировать, надо заплатить 20 рупий. Мы ошибочно подумали, что можем по своему усмотрению пользоваться как видео, так и фото. По этой причине сотрудник храмового комплекса в военной форме проводил нас к входу, пришлось доплатить 300 рупий за право видеосъёмки. На разрешении для фото было написано "camera" что и смутило поначалу. На разрешении для видео было написано "видео", это разрешение пришлось предъявлять многократно.

Когда я подходил к дереву Махабодхи, с меня в третий или четвёртый раз потребовали разрешение. На этом перипетии закончились и я наконец-то смог расслабиться рядом с огромным, обнесённым каменным забором деревом.

Статуя Будды у дерева Бодхи

Что происходит с человеком, который расслабленно, но не отвлекаясь, находится под деревом МахаБодхи? Словами это не описать. Приезжайте, испытайте на себе. Уже один этот опыт, на мой взгляд, стоил усилий, затраченных на поездку.

Вскоре выяснилось, что белокожий ребёнок наш пользуется чересчур высокой популярностью у посетителей этого места. Все норовили схватить её за щёки, а она в ответ улыбалась, терпела.

В этом парке очень много практикующих – как в обычной, так и в монашеской одежде. Среди монахов были представители самых разных школ – и тибетских, и южноазиатских (тхеравадских). Несколько женщин – не то китаянки, не то кореянки сели под сенью дерева и стали читать свои тексты. Наверное, они – последователи какой-то дзэнской школы. Чуть поодаль европеец делал простирания. Очень интересно: бывает ли когда-нибудь где-нибудь столь мирное сосуществование представителей разных направлений Христианства?

Со стороны, где сидел Будда, у дерева построен храм. Он высокий, метров пятнадцать-двадцать в высоту. Мы с ребёнком зашли в него, поклонились большой статуе Будды. Дочка моя, как и я, чётко следовала указанию "соблюдайте тишину".

Мы вышли из храма и недолго побыли у дерева. Спокойно посидеть не удавалось из-за посетителей, которые хватали ребёнка за щёки, хотели брать на руки, влюблялись с первого взгляда. Немного поснимав на фото и видео, мы пошли к выходу.

По дороге зашли к "чудесному пруду", где Будда омывал тело. Посреди пруда стоит статуя, где он изображён сидящим в позе лотоса (медитирует?), а над ним – огромная кобра, которая раскрыла свой капюшон, чтобы защитить его от дождя.

В пруду плавали многочисленные сомы. В воду вели ступени, и рыбины иногда выпрыгивали на сушу, чтобы сгрести крошки, которые им кидали посетители. Многие сомы держали открытыми свои огромные рты, когда им кидали хлеб. Рыб было очень много, они кишели, запрыгивали друг на друга…

Мы вышли из парка, забрали обувь и пошли обратно тем же кружным путём, которым приехали на такси. Машину поймать не удавалось, мы бодро шагали по сельской местности. Когда добрались до Интернет-кафе, а может быть, это было микро тур-бюро, я спросил, есть ли такси. "Такая машина вас устроит?" – спросили меня, показав на небольшую, но новую машину на противоположной стороне дороги. Я ответил "Хорошо". Подозвали водителя. Он привёл нас к другой машине – большому джипу "Тоёта". Он сказал, что за 300 рупий готов нас довезти. Мы согласились. Дополнительные 100 рупий были взяты с нас, пожалуй, справедливо – поездку на этой машине можно считать в полтора раза более приятной. Проехав километров 15-20 мимо полей и соломенных хижин – прямо таки срисованных с иллюстрации к сказке "Три поросёнка".

После этого был ужин в гостиничном ресторанчике, созванивание с нашим тур-агентом, так как он должен был подтвердить наши места (мы бил в списке ожидания по поводу мест в поезде), сборы… Кстати, места наши оказались в разных вагонах.

Поезд был проходящим и стоял в Гае всего 5 минут. Мы пришли за 40 минут до его прихода. Станция была грязная и служила ночлегом множеству нищих. На пассажирских платформах появлялись и уезжали товарные составы.

В конце концов пришёл наш поезд. Мы долго бегали взад и вперёд, то снаружи, то внутри поезда - в поисках своих вагонов, которые, по идее, должны были быть такого же высокого класса, как и тот, в котором мы приехали в Гаю. Характерного признака таких вагонов – застеклённых окон – не было видно. Как и проводников.

В отчаянии мы я спросил молодого индуса, стоявшего в тамбуре: "где вагоны № такой и № такой-то?" Он ответил "залезайте здесь и идите в ту сторону". Что мы и сделали. Он крикнул нам после паузы "Ребята, вы откуда?" Мы, с отчаянием в глазах ответили – из России. Он широко улыбнулся и сказал: "Добро пожаловать в Индию!".

Наши вагоны оказались менее крутыми, чем значились в билетах (просто плацкарт, без кондиционера), а наши места, по поводу которых я долго созванивался с туроператором, оказались заняты. Мы нашли два свободных места в одном из этих двух вагонов и заняли их в надежде договориться с проводником. Однако договориться не удалось: проводник так и не появился до конца поездки…

В этом поезде белья не было. Был вентилятор, который всю ночь усердно дул мне в спину. Я спал, положив ноги на большой рюкзак, голову – на сумку с видеокамерой и замотав уши шарфом – чтобы не продуло.

(926) 206 7790
Назад Вперед Наверх На главную страницу Письмо дизайнеру Письмо автору