Клуб духовного развития Рассвет

Пишут члены нашего клуба (S.N.)

В Индию и Непал - самостоятельно

Часть 2

Предыдущая часть

31 марта 2004

Проснулись рано. Поезд бодро ехал в сторону Калькутты. В Индии этот город произносят "калката" с ударением на последний слог. Посмотрев в окно увидели, что попали как будто бы в совсем другую страну. Много зелени, банановых пальм, значительно меньше пыли и нищеты. В воздухе чувствовалась влага. Это был юг штата Западная Бенгалия, он в самом деле сильно отличался от засушливого в марте штата Бихар (где находится Гая и Бодхгая).

Телефоны за ночь раз пять переключались на новых операторов и были полны сообщений на эту тему. Обогнав несколько электричек, мы в конце концов приехали на вокзал Калькутты, который был конечной, а не проходной, как Нью Дели, станцией. Вокзал был крытым и производил более приятное впечатление, чем вокзал в Дели и значительно более приятное, чем вокзальчик в Гая.

Мы отошли от здания вокзала буквально несколько метров и поймали такси. Машина напоминала 21ю Волгу (как в фильме "Берегись автомобиля"), но была чуть меньше по размеру. Направились сразу же в аэропорт. Что запомнилось в Калькутте: прежде всего, очень много людей моются прямо на улицах. Через каждые метров сто стоят краны, у которых люди омываются. Впечатлил трёхколёсный грузовик и обилие серпов с молотами, нарисованных на стенах – видимо, в городе в большом количестве водятся коммунисты. В Калькутте раньше ходили трамваи – следы трамвайных рельс часто попадались по пути в аэропорт. Водитель наплёл нам, что мы переезжаем Ганг, когда ехали по большому мосту над большой рекой. Позже я сверил с картой Западной Бенгалии и понял, что в Калькутте Ганг никоим образом не протекает.

В аэропорту мы были в 8:30. Наш самолёт вылетал в 13:40. Пришлось тянуть время. Купили атлас автодорог Индии (75 рупий), изучили его. По настоятельной просьбе стражей порядка, убрали видеокамеру – снимать в аэропорту нельзя. Аэропорт был значительно приятнее, чем в Дели. Работали кондиционеры. Из нескольких строк на табло отлёта стало ясно, что из этого аэропорта летают в Лондон, Бангкок, Гая (!). Наверное, ещё куда-то, это осталось непонятным.

Мы дождались регистрации, прошли стандартные процедуры, к которым было добавлено опознавание своего багажа – выход на лётное поле и поиск своих рюкзаков в общей куче. Я эту процедуру недопонял – то есть, когда меня стали настойчиво просить пройти её, я очень удивился, пытаясь сообразить, чего же от меня хотят.

В конечном счете, мы поднялись по трапу аэробуса А-320 авиакомпании Индийские авиалинии и вылетели в сторону Катманду. Перед взлётом всем раздали по конфетке. Стюардессы были одеты в сари, это выглядело своеобразно.

Ребёнок наш не совсем хорошо переносил взлёт. В конечном счёте, дочка была усажена в рюкзак и там заснула. Этот рюкзак очень полезен в походах и поездках, если ребёнок к нему приучен. Куплен этот замечательный рюкзак был в магазине Шерпа. Мы стали приучать нашу девочку к нему за месяц до полёта – то есть, с пятимесячного возраста. Все авиакомпании разрешают брать с собой в салон самолёта – так как мы объясняем, что ребёнок в нём спит лучше и спокойнее и будет меньше мешать пассажирам.

В полёте нас неплохо накормили индийской едой. Был выбор: вегетарианская или не вегетарианская еда. Почти весь полёт проходил над горами. Перед самым снижением моя жена тоже заснула и проснулась только тогда, когда самолёт коснулся земли в аэропорту "Трибуван" - Катманду.

Процедуры оформления непальских виз (они оформляются при въезде в страну), паспортного контроля и получения багажа были дружелюбными и организованы чётко. На ребёнка виза была не нужна. Мы заплатили по 30 USD за свои визы – в долларах, в отличие от того случая, когда делали визу для дочки в делийском аэропорту – тогда пришлось менять доллары на рупии.

Выйдя из здания аэропорта, мы, как и в Дели, воспользовались услугами предоплаченного такси. За 300 непальских рупий нас отвезли в Rabsel Guest House. У нас была визитка этой гостиницы, к тому же, моя жена знала, что это – хорошее место по своим прошлым непальским поездкам. Курс непальской рупии составлял 69 рупий / USD.

По сравнению со всеми предыдущими, гостиница Rabsel Guest House оказалась наиболее приличной. Чистота, красивый внутренний садик, коврик на полу, приветливый персонал… Она же оказалась и дороже других: за двоих мы платили 924 рупии за ночь (13$) – и не важно, сколько кроватей стоит в номере.

Когда мы вышли за ворота гостиницы (у неё – несколько выходов во внешний мир), то оказались на территории действующего монастыря Шечен (основанного Дилго Къенце Ринпоче). Rabsel Guest House, как оказалось, открыт при монастыре.

Мы миновали несколько небольших ступ, посвящённых жизни и деяниям Будды, повернули за угол и… Оказались посреди красивой церемонии. Были десятые лунные сутки и, видимо, церемония была посвящена Падмасамбхаве. Немного понаблюдав, мы поняли, что церемония близится к завершению и поскорее пошли дальше, чтобы не попасть в гущу движущегося народа.

Ступа Боднатх

Метров через 300 мы очутились у великолепной древней ступы Боднатх. Обошли её несколько раз по часовой стрелке. Говорят, что это полезно. В воздухе как будто разлита вера. Как потом выяснилось, в районе 6-7 часов утра происходит очень массовый обход ступы.

Вскоре мы случайно встретили знакомых жены, Алексей и Александр. Оказалось, что они уже несколько месяцев путешествуют по Индии и Непалу – в основном, по Индии, а сами встретились в Непале. Они показали нам хорошее заведение – столовая по ценам и убранству, ресторан по принципу обслуживания и качеству еды. Там мы в основном и питались впоследствии. Это было тибетское заведение, там всегда чисто и опрятно. Заведовали там очень приятные по манерам общения пожилые тибетки. Пример цен: суп с грибами – 31 рупия.

Монастырь рядом со ступой Боднатх

Потом к ребятам пришла их знакомая – пожилая американка, которая жила в Непале уже несколько лет и неплохо говорила по-тибетски и по-непальски. Был поздний вечер, и мы пошли отдыхать.

1 апреля 2004

С самого утра мы поехали на Сваямбу. Это – ещё одна из двух знаменитых ступ Катманду. Расстояние до Сваямбу – километров 5..7. Мы уговорили таксиста отвезти нас за 140 рупий. По прибытии мы направились в ретритный центр (маленький монастырь) Кхенпо Кончок Монлама, дяди отца моей приёмной дочки (которая осталась в России с бабушкой на время этой поездки, так как напрочь отказывалась мыть руки перед едой).

За те пять лет, что моя жена не видела этот ретритный центр, он значительно вырос и превратился в настоящий маленький монастырь. Настоятель, пожилой лама, быстро предложил нам войти, усадил за столики с видом на город (монастырь находился на некотором возвышении), угостил соком. А потом он долго не мог понять, чего же мы хотим. Мы хотели передать альбомчик с фотографиями моей приёмной дочки её отцу. Минут через пятнадцать беседы через переводчиков (настоятель не говорил по-английски) мы объяснили, кто такой отец той девочки на фотографиях и договорились, что альбомчик передадут её папе.

В знак уважения мы поднесли настоятелю традиционные шарфы. Этот натсоятель известен тем, что, когда он проводил практики медитаций по переносу сознания (пхова), у занимающихся на макушке появлялись дырочки.

Из ретритного центра мы направились к ступе Сваямбу. Это название как-то связано с обезьянами. Расположена она на вершине большого холма. Вход в парк вокруг ступы – платный (200 рупий) для тех туристов, которые ленятся пройти вдоль забора до бесплатного или не знают о его существовании. Да, за вход на ступу Боднатх тоже собирают по 200 рупий, но мы и там научились обходить сборщиков.

Недалеко от ступы стоит позолоченная статуя Будды, сделанная в девятом веке. В парке – много обезьян, похожих на макак. Они чувствуют себя полноправными хозяевами. Нужно внимательно смотреть за своими сумками, чтобы эти проворные животные их не стащили.

Мы обошли ступу несколько раз и спустились по главной лестнице, в которой было много – много ступенек. Купили для моего папы кепку "с глазами" и прошли к выходу. Там оказалось, что меньше, чем за 200 рупий никто нас до дома не повезёт. Мы решили прогуляться до Тамеля – очень старого квартала с огромным количеством магазинов для туристов. Как потом выяснилось, цены там значительно выше, чем в тех местах, где мы жили, причём на всё и намного. Даже после интенсивного торга цена опускалась до уровня на 50% более высокого, чем у ступы Боднатх.

Мы немного погуляли, прошли до королевского дворца и там поймали такси до того места, где мы жили. Мы немного передохнули и до вечера успели:

* поприветствовать Чокъи Нима Ринпоче – добродетельного буддийского наставника, главы большого монастыря, где более двадцати лет работает буддийский институт для западных людей. С этим наставником у нас сложились дружеские отношения. Примеры того, как он даёт учения, можно посмотреть здесь.

* Просмотреть почту в Интернет

* Случайно встретить знакомых японцев у ступы, а затем и Алексея с Александром – там же.

2 апреля 2004

Основное событие этого дня – визит к Чокъи Нима Ринпоче. Нам удалось пообщаться минут 10-20. Встреча была очень тёплой и приятной. Наш ребёнок его совсем не боялся и всё время пытался что-то стянуть с его столика.

Также мы перебрались в Lotus Guest House (см. приложение). Эта гостиница была менее шикарной, но всё же очень приличной. Там также был внутренний садик. Аналогичная, хоть и немного меньшая комната стоила в нём 390 рупий в сутки (около 5 с половиной USD).

3-7 апреля 2004

Рассказывать о событиях этих дней можно без привязки к конкретным датам.

Поездка в Патан.

Патан – это древняя часть Катманду, а может быть, и отдельный город, объединённый со столицей Непала общей кольцевой дорогой. В каждом древнем непальском городе есть своя площадь Darbur – нечто наподобие ратушной площади в западных гордах или Красной в Москве. В случае патана это было симпатичное место с небольшим дворцом и кучкой храмов – по всей видимости индуистских, напоминающих по форме пагоды. К этой площади вплотную примыкали как магазинчики, так и жилые кварталы. На площади шла оживлённая торговля.

Поход на площадь Дарбур в Катманду.

Поход (не поездка) случился по причине всенепальской забастовки. Маоистские группировки постоянно подзуживают непальцев бастовать против власти короля. Зачем – непонятно.

Итак, по причине забастовки немногочисленные работающие такси, рискующие потерять машины (их запросто могли сжечь забастовщики) заламывали цены, в 2-3 раза превышавшие нормальные. Мы дошли до этой площади часа за полтора и обнаружили, что на этой площади есть работающие, не бастующие кордоны, которые собирали с туристов по 200 рупий за вход на площадь. Причём обойти эти кордоны не представлялось возможным – в этом месте лазеек не осталось. Точнее, с туристов из ближнего зарубежья денег не собирали. Ближнее – это значит Индия, Бангладеш, Бутан. Может быть, ещё пара стран. Все вместе они называются SAARC.

Длительная прогулка пробудила аппетит, а усыпить его было, на первый взгляд, негде: рестораны и кафе бастовали. Все лавочки были закрыты. В итоге было принято правильное направление поиска – рестораны при отелях в самом деле работали. Отели на забастовку не закрылись, так как туристов уважают даже забастовщики. Об этом говорили, например, надписи "только для туристов" на некоторых работающих такси.

В ресторане было много интересного. И кучка людей, делавших вид, что сооружают странную конструкцию из труб – рядом явно не хватало начальника с палкой-подгонялкой. И технология мытья посуды (впечатлила грязная тряпка, которой эту посуду вытирали), и скорость приготовления блюд (полтора часа). Мы вдоволь послушали криков мальчишек на улице. Так как проезжая часть освободилась в связи с забастовкой, они очень бодро играли там во что-то, похожее на бейсбол. Общее впечатление, которое оставил ресторан, можно сформулировать одним словом – несуразность.

Вскоре мы вошли на территорию Darbur Square. Она был значительно больше и интереснее, чем в Патане. Запомнилось:

* храм живой богини

* дворец

* фигура Маха Калы

* группа поющих индуистов (судя по букве "ОМ" на стене, у которой они сидели)

Живая богиня – это специально отобранная девушка, которая в своей жизни не осквернялась. Она живёт в этом храме, на верхнем этаже. Изредка показывается зевакам. Мы её не видели, но храм засняли. Есть две версии того, что происходит с ней после того, как она осквернится кровью. По одной, её ждёт счастливая жизнь, по другой, её все сторонятся и она остаётся одинокой и несчастной.

Торговцы и гиды на этой площади – повышенно приставучие. Естественно, мы не покупали ненужные нам товары и не пользовались услугами, которыми не собирались пользоваться.

Поездка в Парпинг

Парпинг – это посёлок на юго-западе от Катманду. Знаменит несколькими буддийскими святынями:

* Две пещеры, где практиковал Падмасамбхава

* Храм Ваджра Йогини

* Место, связанное с Тарой

Выехали впятером: я, жена, дочка, Алексей и его американская подруга. Последняя поймала такси. Цена была очень низка (раза в 2 ниже обычной) ввиду того, что торг шёл на непальском языке. Мы доехали до конечной автобусной остановки, дождались автобуса, влезли в него. А потом люди стали потихоньку уплотняться. Мою ногу, обутую в сандалий, прижало к некой железке, под которой, судя по её температуре, располагался двигатель. Так мы и ехали. Все – с чувством повышенного давления (людского), я – с чувством горячей сковородки, прижатой к ноге. Я изо всех сил старался радоваться отмыванию кармы.

Мы вылезли из автобуса в симпатичной гористой местности. Недалеко от дороги была одна из пещер Падмасамбхавы (так называемая "нижняя"). Американская подруга Алексея знала служителей, присматривавших за святынями Парпинга и перед ней открывали двери, которые обычно закрыты для туристов.

Моя жена много раз бывала у нижней пещеры Падмасамбхавы и вход, как правило, был закрыт. В этот раз вход открыли, и мы зашли внутрь. Самое примечательное в этой пещере – след от головы Падмасамбхавы в потолке (небольшое углубление). Размер пещеры не превышал четырёх квадратных метров.

Говорят, что Падмасамбхава делал в этом месте практику Ямдаг (так я услышал название, возможно, ошибочно) для устранения препятствий со стороны местных духов (и людей?). Однако это не помогло и он стал делать другую практику, более сильную, которая сработала. Её он делал, насколько я помню, уже в верхней пещере.

Недалеко от нижней пещеры располагалась чёрная ступа и небольшой монастырь (домик, в котором жили монахи). Алексей, насколько я понял, собрался где-то поблизости остановиться на десять дней, чтобы практиковать.

Затем мы отправились в храм Ваджра Йогини. Снова перед нами открыли обычно закрытые двери. Храм – маленький, очень древний. Есть некое место, куда люди складывают пожертвования. Я кинул маленькую купюру с сильной мыслью "пусть благодаря этому маленькому пожертвованию я пойму, на что похоже учение Ваджра Йогини". Через несколько мгновений произошло нечто поразительное. Я не люблю описывать подобные опыты хотя бы потому, что точно это сделать невозможно. Могу сказать, что я понял, на что было похоже учение Ваджра Йогини. И что этот один этот опыт стоил усилий, затраченных на поездку.

Храм Ваджра Йогини располагается на склоне большого холма (или небольшой горы?). Наверх ведёт каменная лестница с широкими ступенями. Внизу расположилось несколько монастырей со ступами. Говорят, что всё это, равно как и хорошую асфальтовую дорогу от Катманду, отстроили за последние несколько лет.

Отпечаток руки Падмасамбхавы

На этой лестнице, которая вела к верхней пещере Падмасамбхавы, мы встретили первую и единственную группу русских туристов, которые с серьёзным видом задали нам вопрос "а вы что, медитировать будете?"

Верхняя пещера Пабмасамбхавы – значительно более обустроенное место. Да и более сильное – по моим субъективным ощущениям, чем нижняя. Она побольше размером, чем нижняя. Внутри сделан алтарь. Слева от входа в скале остался отпечаток правой руки. Говорят, что самогО Пабмасамбхавы. Рядом – обзорная площадка, с которой открывается очень красивый вид.

Американка и Алексей удалились улаживать вопрос проживания Алексея на время практики и куда-то исчезли. Мы подождали их некоторое время и стали спускаться без них. Поймали такси, долго торговались, в процессе торговли делали перерыв на перекус, снова торговались, в итоге у таксиста, кроме нас, не нашлось клиентов и пришлось ему нас везти, подвинувшись в цене.

Практика в монастыре Чокъи Нима Ринпоче

Монахи этого монастыря в течении девяти дней делали некую практику. Кажется, её название звучало как "Друбчен". По окончании её они делали церемонию раздачи благословений от практики. Во время самой практики приходило не так много людей. Но получать благословение пришло огромное количество народа.

Мы, как и местные тибетцы, сели на траву во дворе монастыря. Рядом с нами сидел непалец, говоривший по-русски. Оказалось, что он учился в СССР. С этого дня, после получения благословения, моя дочь изменилась. Она стала заметно более активной и весёлой. По себе мы тоже кое-что ощутили.

8 апреля 2004

Перелёт Катманду-Дели

Мы летели Непальскими королевскими авиалиниями. Самолёт – Боинг 757. Самое необычное, что запомнилось в этом перелёте – это процесс уплаты аэропортового сбора. Без соответствующего квиточка не регистрируют. Размер сбора зависит от конечного пункта перелёта, указанного в билете. Если летишь в страны SAARC, сумма немного уменьшается.

Я снова переживал по поводу ребёнка – ведь в её визе, полученной в Дели в прошлый раз, не было указано, что виза – double (как наша). Double – значит, по этой визе можно въехать в Индию два раза в течение её срока действия. Опасения оказались напрасными, ас без проблем впустили в страну.

9 апреля 2004

Попытка сходить в зоопарк

В Зоопарк мы не попали. Была пятница, а в этот день недели в Дели мало чего открыто – как по понедельникам в России. Мы зашли в соседний с зоопарком форт 16го века. Эта большая крепость была построена завоевателями-мусульманами на месте древнего города, описанного в известных индийских эпосах. Завоеватели, как водится, сравняли всё с землёй и построили свою крепость с мечетями внутри. Сейчас всё это выглядит достаточно интересно и симпатично. Стены сделаны из камня, их толщина – два метра. С одной из стен открывается хороший вид на зоопарк. Мы даже увидели там павилна…

Зоопарк в Дели огромен. Не меньше, чем 2*2 километра, скорее, больше. Он сверху напоминает большой сад – везде деревья. Кстати, на территории форта тоже много интересных растений, цветущих красивыми цветами. Ещё там был древний колодец, вырытый в середине шестнадцатого века. В нём до сих пор есть вода.

Отъезд

Наш самолёт вылетал в 3 с лишним часа ночи, поэтому из гостиницы мы выехали после полуночи. В этот раз мы жили на более высоком этаже и платили не по 275, а по 175 рупий за ночь.

По дороге в аэропорт я рассуждал вслух: "надо же… Побывали в Индии и не увидели ни одного слона!" Примерно через минуту мы увидели, как дяденька, сидя верхом на самом настоящем слоне, подрезает ветки деревьев над дорогой.

В аэропорту зарегистрировались быстро. Пока сидели в ожидании приглашения на посадку, услышали смешную историю от соотечественника, который плохо знал английский язык, но хорошо знал, что нужно торговаться. Когда некий индус предложил ему что-то за "280", нашему человеку послышалось "80" и он сказал "за 40 куплю". Индус, по его словам, стал кататься по земле, заходясь хохотом. В итоге, говорит, купил за 60.

Самолёт был таким же, как и в рейсе Москва – Дели, Боинг 777. Снова не удалось поспать – отвлёк фильм "Последний самурай". Я бы его не посмотрел, но в самолёте его буквально подсунули под нос, а после первых нескольких минут оторваться было невозможно.

Прилетели мы за шесть часов. Я не был уверен, что машина, простоявшая почти 2 недели под открытым небом, заведётся. Опасения оказались напрасными – всё было в порядке.

Заключение

Нам понравилось. Мне больше, чем жене, так как она уже бывала в Непале. На будущее хотелось бы посмотреть места, удалённые от столицы Непала, а также побывать в северной Индии. Но туда надо ехать без маленького ребёнка, для него дальние поездки по разбитым дорогам вряд ли будут полезны. Как оказалось, съездить в Индию совсем несложно, если есть загранпаспорт, знания о том, какие правила нужно там соблюдать и достаточное количество денег.

Приложение. Список недорогих отелей в Катманду

Lotus Guest House
Phulbari, Boudha
P.O. Box 4512
Kathmandu, Nepal

Одна из лучших по цене гостиниц. Содержится монастырём Dabsang. Чистая и приятная. Зимой отсутствуют электронагреватели.
Цены: Номер на одного без ванны/туалета — 250 NRs.
Номер на одного с ванной/туалетом — 290 NRs.
Номер на двоих без ванны/туалета — 350 NRs.
Номер на двоих с ванной/туалетом — 390 NRs.
Апартаменты — 750 NRs.

Чтобы зарезервировать номер, свяжитесь с мистером Вангом (977 1 4472432 or 4472320) с 8:30 по 9:30 утра по непальскому времени. Запрос на бронирование также можно выслать по факсу: 977 1 4478091 (надо потом звонить по поводу подтверждения).

Rabsel Guest House
Boudha
P.O. Box 136
Kathmandu, Nepal

Гостиницей управляет монастырь Шечен, основанный Дилго Къенце Ринпоче. Там – 24 комнаты с коврами и ваннами в западном стиле. Зимой предоставляют электронагреватели. Цены без учёта 10 процентного налога:

Цены:
Номер на одного — 620 NRs.
Номер на двоих — 840 NRs.
Номер на троих — 1240 NRs.
Скидка: — 1 день в месяц бесплатно.

Чтобы забронировать номер, свяжитесь с Khaji Sherpa в Rabsel с 8 утра по 8 вечера тел.977 1 4479009 или факс 977 1 4470215.

Kailash Guest House
Phulbari, Boudha
P.O. Box 6022
Kathmandu, Nepal

Гостиница Кайлаш расположена совсем рядом с Ка-нинг-ским монастырём Шедруб. Зимой нагреватели не предоставляются.

Цены:
Номер на одного без ванны/туалета — 200 NRs.
Номер на одного с ванной/туалетом — 250 NRs.
Номер на двоих без ванны/туалета — 250 NRs.
Номер на двоих с ванной/туалетом — 300 NRs.

Чтобы забронировать номер, звоните Dhundup Lama 977 1 4480741

Hotel Tashi Lhatse
Mahankal Road, Boudha
Kathmandu, Nepal

Расположен в пяти минутах ходьбы от Ка-нинг-ского монастыря Шедруб. Простой, чистый и недорогой. Есть ресторан.

Цены:
Номер на одного с ванной/туалетом — 200 NRs.
Номер на двоих с ванной/туалетом — 250 NRs.

Чтобы забронировать номер, звоните 977-1-4478603.